My organic shop — магазин органических продуктов в Санкт-Петербурге

14 февраля 2024

Мы хотим, чтобы каждый человек осознанно подходил к выбору того, что в итоге окажется в его тарелке. Если внимательно изучать этикетки продуктов, то голова закружится, а мозг совсем перестанет обрабатывать информацию от количества различных маркировок, если конечно вы еще не пьете Готу Кола. За многими из маркировок действительно стоит важная информация, например, о потребительских свойствах товара. Если есть желание с этим все разобраться, скачайте приложение Ecolabel guide. Оно поможет разобраться практически с любой маркировкой.

А в этой статье расскажем, что на самом деле означают самые распространённые маркировки на продуктах и товарах: эко, био, фермерский, натуральный, экологически чистый, органический. Статья основана на российском законодательстве, нормативно-правовых актах и регламентах.

ЭКО, ЭКОПРОДУКТ

Обратимся к ГОСТам. Эта маркировка означает, что процессы производства, транспортировки, хранения, использования и утилизации данного товара наносят меньший ущерб окружающей среде по сравнению с аналогичными товарами.

Другими словами, маркировка ЭКО никак не характеризует качество товара: его полезность, натуральность и безопасность. Экопродукт — продукт, который наносит меньше вреда природе.

БИО, БИОПРОДУКТ

Согласно ГОСТу маркировка БИО может присутствовать только на продуктах переработки молока, которые обогащены пробиотиками и/или пребиотиками. То есть йогурт с маркировкой БИО — это полезный продукт, а БИО маска для волос — это лишь маркетинговая уловка.

Обратите внимание! Маркировки BIO и ECO, написанные латинскими буквами, используются локально в некоторых европейских странах. Товары с такими маркировками импортируются и к нам в страну. Например, продукты растительного происхождения, выращенные по всем правилам органического земледелия в Германии, получают маркировку BIO. Но это уже тема отдельной статьи.

На товарах, произведённых в России, надписи BIO и ECO — творчество производителей, которые хотят привлечь покупателей.

ФЕРМЕРСКИЙ ПРОДУКТ

Как бы грустно это не звучало, но надпись «фермерский продукт» не гарантирует ровным счетом ничего. Четких критериев для нанесения этой маркировки не существует. Грубо говоря, любой мясо-молочный продукт можно назвать фермерским, ведь животных выращивают на ферме.

В представлении большинства людей фермерские продукты — продукты, произведённые небольшими хозяйствами «как для себя». Мы не отрицаем, что такие хозяйства существуют, НО:

  • никто не запрещает крупным молочным заводам и мясокомбинатам написать на этикетке «фермерская продукция»;
  • нет особых требований, предъявляемых к качеству фермерских продуктов. Требования те же, что и для крупных предприятий. Например, в фермерских продуктах в допустимых пределах могут содержаться антибиотики, гормоны роста и так далее. В данном случае покупатель полагается только на честное слово фермера.

НАТУРАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

Нет ни одного действующего документа, в котором было бы установлено понятие «натуральный продукт». Общепринято, что продукт можно назвать натуральным, если он произведен природой, а не синтезирован человеком в лаборатории. Но не запрещено обрабатывать, например, зерновые культуры химическими веществами. Поэтому надпись «натуральный продукт» не говорит о качестве продукта и отсутствии в нем химии.

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ ПРОДУКТ

Маркировка, которая, к сожалению, просто вводит в заблуждение покупателей. В российском законодательстве закреплено, что все продукты, допущенные к продаже, прошли проверку соответствующих контрольных органов и по умолчанию являются экологически безопасными. Более того, в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078.01 маркировка «экологически чистый» не может быть использована по отношению к продуктам питания.

ОРГАНИК, ОРГАНИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

На сегодняшний день маркировка «органический продукт» является законодательно закреплённой. Она может наноситься только после прохождения добровольной сертификации, то есть проверки на соответствие установленным в законе «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критериям.

Основные требования, предъявляемые к органическим продуктам:

  • При выращивании и производстве органических продуктов не используются  химикаты, пестициды, антибиотики, гормоны и стимуляторы роста, гидропонный метод, ионизирующее излучение, генная инженерия и клонирование.
  • Производство органических продуктов изолировано от производства неорганических продуктов. Хранятся и транспортируются такие продукты тоже отдельно.
  • К содержанию животных на органических фермах предъявляются высокие санитарно-гигиенические требования. Например, им доступен свободный выгул.
  • При производстве готового органического продукта недопустимо использование ароматизаторов, усилителей вкуса и других добавок, за исключением разрешенных действующими стандартами для органической продукции.
  • Упаковка для продуктов изготавливается из безопасных для человека и природы материалов.

После прохождения сертификации производители получают право писать на этикетке "органический, органик" (в любом виде и сочетаниях) и размещать вот такой знак:

То есть только маркировка "органический продукт" гарантирует чистоту происхождения и состава приобретаемых продуктов. Органическую капусту и свеклу не обрабатывали пестицидами, коровы, дающие органическое молоко, свободно паслись на лугу и им не кололи антибиотики, а куры, несущие органические яйца, не знают, что такое тесные клетки птицефабрик.

P.s. Мы рекомендуем всегда проверять производителей, маркирующих свою продукцию как органическую. Это легко сделать через реестр Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Если производитель есть в этом списке, значит, он прошел сертификацию и его продукты действительно безопасны для Вас.

Вернуться к новостям
Есть вопросы?
Мы готовы на них ответить!